Тахометр, также называемый счетчиком оборотов или датчиком оборотов, — это устройство, которое измеряет и отображает скорость вращения двигателя, измеряемую как правило, в оборотах в минуту (RPM).
Представленная в данной статье схема тахометра подойдет для большинства транспортных средств – мотоциклов, автомобилей и другой технике. Диапазон измерения составляет 0-9900 об/мин с разрешением 100 об/мин.
Результат измерения отображается с помощью двухразрядного 7-сегментного светодиодного индикатора с общим анодом. Значение отображается в тысячах в диапазоне от 0,0 до 9,9.
Индикатор работает в мультиплексном режиме. Частота мультиплексирования составляет около 100 Гц, то есть около 1/10 000 тактовой частоты и, таким образом, вы можете проверить правильность работы генератора, подключив частотомер к PB0 или PB1.
Катоды светодиодного индикатора подключены к порту PA (кроме контакта PA4). Аноды подключены к выводам PB0 и PB1 порта B. Катод десятичной точки (h) подключен к PB0. Использование сверхъяркого индикатора позволяет отказаться от обычных транзисторов усиления тока.
Сопротивления резисторов R1-R8 определяют ток индикаторов и, следовательно, их яркость. Они выбраны так, чтобы ток не превышал максимальный ток выводов микроконтроллера (40 мА).
Работой цифрового тахометра управляет микроконтроллер Atmel AVR ATtiny24A (ATtiny24, ATtiny24V). Микроконтроллер синхронизируется внутренним RC-генератором, работающим на частоте 1 МГц. Конденсатор С1 следует разместить как можно ближе к микроконтроллеру.
Цифровой тахометр питается от источника питания 5 В. Ток потребления при 5 В составляет около 15-30 мА, в зависимости от количества горящих сегментов (наибольшее потребление приходится на светодиодный дисплей). Питание в 5 В можно получить от бортовой сети автомобиля, используя простую схему на стабилизаторе 7805.
Вывод PA4 служит входом для импульсов (используется для тактирования таймера / счетчика 1). Подайте сигнал от датчика на вход, используя соответствующую схему формирования (в зависимости от типа двигателя и метода измерения).
Перемычка DP1 на контакте PB2 выбирает коэффициент частоты вращения двигателя.
- если коэффициент равен 1 (1 оборот = 1 импульс), не устанавливайте перемычку DP1.
- если коэффициент равен 2 (1 оборот = 2 импульса), установите перемычку DP1.
Скачать прошивку (404 bytes, скачано: 307)