Автоматический выключатель ближнего света фар

На просторах интернета можно найти множество статей, рассказывающих от том, что поездка днем с включенным ближнем светом фар часто приводит к разряду аккумулятора, из-за забывчивости водителя, и о том как с этим бороться. Хотя вопрос с зарядом аккумулятора можно решить следующей схемой, а запуск двигателя в зимнее время облегчит пускач для аккумулятора.

Несмотря на это, все же еще есть простор для творчества. Автоматический выключатель ближнего света фар, схема которого приведена в данной статье,  довольно прост в изготовлении, состоит всего из нескольких деталей и после монтажа не требует от водителя  больше никакого вмешательства в его управлении.

Совсем ничего не нужно нажимать. То есть после завода двигателя буквально через несколько секунд свет автоматически включается. После того как двигатель заглушен свет фар выключится примерно через минуту.

Описание работы автоматического выключателя Автоматический выключатель ближнего света фар

В основе схемы выключателя лежит микросхема  К561ТЛ1. На схему автоматического выключателя, питание с аккумулятора поступает постоянно, так как ток потребления схемы невелик. В любом автомобиле есть датчик давления масла. Контакты у него замкнуты при неработающем двигателе и разомкнуты, когда автомобиль заведен. При незаведенном двигателе конденсатор через элементы  R2, R3, VD2 и замкнутые контакты масляного датчика полностью разряжен.

После завода двигателя контакты датчика размыкаются, конденсатор начинает заряжаться через цепь лампочки индикации масла и через резистор R3 и диод VD2. Спустя пару секунд напряжение на конденсаторе достигнет уровня лог.1, в результате чего отпирается транзисторный ключ VT1, VT2 который в свою очередь запитывает реле К1. Контакты этого реле (К1.1) автоматически включают ближний свет автомобиля.

При переключении фар с ближнего на дальний свет, на обмотку реле дальнего света поступает 12 вольт. Это же напряжение поступает на вход 1 и 2  элемента DD1.1. Из-за этого на его выходе будет лог.0 и  соответственно на выходе DD1.3 тоже будет лог.0. Это приведет к закрытию транзисторов VT1, VT2 а следовательно и отключит реле К1. В результате этого ближний свет фар выключится.

Как только двигатель будет заглушен, контакты датчика масла замкнутся из-за  падения давления масла. Конденсатор C2 начнет медленно разряжаться через резисторы R2, R3 и диод VD2 (обратным током). Это займет примерно чуть больше минуты, после чего фары ближнего света выключатся. Путем подбора сопротивления резистора R2 можно изменить время выключения фар, а резистором R3 – время включения.

редактор

2 комментария

  • 02.01.2015 в 21:14

    Схема с ошибками. Токоограничивающий резистор R4 следует установить между плюсом питания и катодом стабилитрона VD4. Обмотку реле следует запитать от напряжения питания с АКБ. Но эта схема будет постоянно потреблять ток порядка 3мА, обусловленный протеканием тока через цепь стабилитрона и микросхемы.
    А вообще, считаю излишним применение микросхемы. Для автоматического включения/выключения ближнего можно применить все-лишь одно автомобильное 5 контактное реле и всё.

    Ответить
    • 02.01.2015 в 23:45

      Спасибо за подсказку. Схему поправил.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

*