Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Схема и описание

Давно уже известно, что заряд кислотных аккумуляторов автомобилей асимметричным током, при котором  отношение Ток(заряд) / Ток(разряд) = 0,1 обеспечивает очищение пластин батареи от дендритов сульфата тем самым продлевая срок службы не новых автомобильных аккумуляторов.

До этого уже была рассмотрена схема самодельного автомобильного зарядника с регулируемым током заряда. В данной статье опишем  зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, которое способно не только зарядить кислотный аккумулятор, но и очистить его пластины от сульфатов, тем самым восстановить его утраченную емкость.

Еще следует заметить, что положительно на срок службы аккумулятора автомобиля не последнюю роль играет напряжение бортовой сети в автомобиле. Чрезмерно высокое напряжение приводит к перезаряду аккумулятора, а слишком малое к его быстрому разряду.

Принцип работы автомобильного зарядного устройства

В зарядном устройстве предусмотрено автоматическое выключение аппарата от сети переменного тока  при достижении на клеммах батареи 14,4 вольт. А также автоматическое включение при понижении напряжения ниже 12,5 вольт, которое может происходить в результате саморазряда. Включение и отключение происходит бесконтактным способом, при помощи симистора. Тумблер SA1 предназначен для принудительного включения зарядного устройства в том случае, когда аккумулятор слишком сильно разряжен и его напряжение ниже 12,5В.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора обладает преимуществом, а это то, что оно не включится, пока к нему не подключена аккумуляторная батарея, что в свою очередь исключает всевозможные замыкания. Так же к преимуществу данного прибора можно отнести то, что во время его работы отсутствует интенсивное «кипение» электролита.

Hantek 2000 - осциллограф 3 в 1
Портативный USB осциллограф, 2 канала, 40 МГц....
Подробнее

Зарядное устройство для аккумулятора автомобиля

На первичную обмотку трансформатора переменное напряжение сети подается через предохранитель FR1 и симистор VD1. Далее пониженное напряжение, равное 21 вольту, с вторичной обмотки через силовой диод VD3 и резистор R8 идет на плюсовой вывод аккумулятора. Для контроля параллельно подключен вольтметр с максимальной шкалой 15 вольт. Для автоматического включения и выключения прибора собран узел контроля.

Он представляет собой триггер Шмитта состоящего из диодов VD5, VD6 на которых происходит падение потенциала в 1,8В (величина гистерезиса) и переходе база – эмиттер транзистора VT2. Резистор R7 предназначен для выставления необходимого напряжения  (14,4В) при котором зарядное устройство должно быть отключено.

При подключении автомобильного аккумулятора к клеммам зарядного устройства, транзистор открывается, что в свою очередь включает симистор VD1  через оптрон VD4. В результате чего на трансформатор подается напряжение питания и начинается зарядка. Для стабильной работы, управление симистором происходит через диодный мост VD2.

Режим десульфатация в зарядном устройстве автомобиля

При включении тумблера SA2 происходит подключение резистора R5. В результате этого на положительной полуволне вторичного напряжения происходит заряд аккумулятора, а на отрицательной полуволне совершается небольшой  разряд батареи в результате протекания тока через балластный резистор R5. Светодиод VD8 указывает на включение режима десульфатации.

Детали зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

Мощность силового трансформатора необходимо взять не менее 160 Вт и напряжением вторичной обмотки около 21 В. Нагрузочный резистор R8 — проволочный изготовленный из нихромовой проволоки диаметром 0,6 мм. Балластный резистор R5 марки ПЭВР мощностью от 10 до 15 Ватт. Выпрямительный диод VD3 может быть любой из Д242 -Д248 с любой буквой. Его необходимо разместить на радиаторе площадью примерно 200 см2. Оставшиеся резисторы типа – МЛТ. Симистор можно взять КУ208Н.

Смотрите так же: «Зарядно-пусковое устройство«

7 комментариев

  • 20.12.2013 at 09:50

    а чем заменит оптопару. а то у нас давно исчезли советские оптопары.

    Ответить
    • 20.12.2013 at 14:50

      Вполне подойдет MOC3021

      Ответить
  • 25.02.2014 at 14:14

    Нормальная схема. сам собирал, уже лет пять работает. Замечаний нет. Только резистор из нихрома нужно выносить за корпус зарядника, достаточно сильно нагревается.

    Ответить
  • 18.05.2014 at 00:29

    Не совсем что-то понятно,вернее совсем,..каким же образом на данной схеме, заряд/разряд АКБ,реализуется именно в соотношении 10/1 ,благодаря которому и происходит сам процесс десульфатации?

    Ответить
  • 25.05.2015 at 20:25

    для чего в схеме HL1? просто как индикатор напряжения на вторичной обмотке

    Ответить
  • 07.06.2015 at 02:11

    Согласен с Владимиром, зарядный ток здесь никак не стабилизируется и ограничивается только R8, который еще может и сгореть (заодно с диодом VD3) при неправильном расчете по мощности. При дозаряде батареи ток будет уменьшаться, пока не напряжение на АКБ не достигнет заданного значения и ЗУ не отключится. А разрядный ток будет незначительно увеличиваться по мере заряда АКБ. И отношение 10:1 тут ну никак не будет соблюдаться! Не вводите людей в заблуждение. А работать ЗУ будет. Единственное замечание — КУ208 весьма капризны! Стоило бы применить что-нибудь более надежное!

    Ответить
  • 10.06.2015 at 18:28

    Не однократно повторял эту схему, работает прекрасно, транзисторы заменяются на любые импортные, оптосимистор любой импортный, МОС 3043 например, симисторы ставлю ВТ139.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*